Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 
 
 
Начало сайта

Природопользование и охрана окружающей среды


В соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 08.08.2013 г. № 315 «О государственных программах Курганской области» постановлением Правительства Курганской области от 29.12.2023 г. № 463 утверждена государственная программа Курганской области «Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области».

Система программных мероприятий представлена следующими направлениями: сфера лесного хозяйства, недропользования, водного хозяйства, охраны и воспроизводства объектов животного мира, охраны окружающей среды, обращения с отходами.
Развитие и укрепление природных комплексов, конструктивное природопользование, оздоровление окружающей среды, обеспечение экологического благополучия региона составляют одно из значимых направлений государственной политики, реализуемой Правительством Курганской области.

Курганская область имеет достаточный природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный и экономический потенциалы, которые формируют перспективные направления развития региона. В свою очередь укрепление промышленного и сельскохозяйственного секторов экономики приводят, как следствие, к необходимости применения комплексного программного подхода для решения обширных задач в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Многоотраслевой характер решаемых вопросов определяет и сложность программных направлений.

В сфере лесного хозяйства:

1. Обеспечение охраны лесов от пожаров. Лесной фонд Курганской области составляет 1824,2 тыс. га, на хвойные леса приходится четвертая часть лесного фонда. Анализ горимости лесов за последние 5 лет показывает, что в зависимости от погодных условий в лесах Курганской области ежегодно возникает от 412 до 1537 пожаров. Более 90% лесных пожаров происходят по вине человека. В целях усиления пожарной устойчивости лесов на территории Курганской области, снижения количества загораний в лесах, сохранения ценных лесных массивов, предотвращения перехода огня на населенные пункты необходимо проведение противопожарного обустройства лесных участков, мониторинга пожарной опасности в лесах, тушения лесных пожаров, благоустройства территории, противопожарной пропаганды.
2. Защита лесов. Лесозащитные мероприятия представляют собой комплекс лесохозяйственных работ, направленных на профилактику, локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов, систематические мероприятия, включающие определение санитарного состояния лесов, выявление возникающих очагов вредных организмов. Недостаточные объемы финансирования лесозащитных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредных организмов и, как следствие, к гибели лесных насаждений.
3. Воспроизводство лесов. Курганская область относится к числу малолесных областей России. Леса занимают 22,1% территории Курганской области и выполняют, помимо ресурсной, средообразующую, полепочвозащитную, стокорегулирующую, рекреационную и оздоровительную функции. Покрытые лесом земли занимают 1551,2 тыс. га (85% от общей площади лесного фонда). В составе основных лесообразующих пород хвойные насаждения занимают 23,8%, мягколиственные - 74,7%, кустарники - 1,5%. По возрастной структуре насаждения характеризуются преобладанием молодняков и средневозрастных насаждений (85% покрытой лесом площади).
По состоянию на 1 января 2023 года фонд лесовосстановления составляет 56,2 тыс. га. Для сохранения и увеличения уровня лесистости необходимо проводить работы по воспроизводству лесов.

В сфере недропользования:

Государственными и территориальными балансами запасов полезных ископаемых Курганской области учтены запасы 23 видов полезных ископаемых: уран, вольфрам, молибден, скандий, рений, бокситы, бентонитовые глины, формовочные пески, стекольные пески, минеральные краски, камнесамоцветное сырье, сульфат натрия, минеральные подземные воды, питьевые и технические подземные воды, лечебные грязи, строительный камень, строительные пески, песчано-гравийные породы, кирпично-черепичные глины, керамзитовые глины, трепел, торф, сапропель. Большинство месторождений полезных ископаемых разведано и подготовлено к промышленной эксплуатации, часть из них передана в пользование и разрабатывается. Кроме перечисленных выше полезных ископаемых, на территории Курганской области выявлены месторождения и проявления железных руд, проявления титан-циркониевых россыпей, опок, диатомитов, не учитываемые балансами запасов полезных ископаемых.
Сохраняется сложная ситуация с наличием разведанных подземных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В некоторых восточных и юго-восточных районах вода завозится из озер и копаней. Поверхностные водные объекты, кроме реки Тобол, не пригодны для организации хозяйственно-питьевого водоснабжения населения из-за качества воды в них. Комплексная система мер в сфере недропользования будет направлена на последовательное воспроизводство (развитие) минерально-сырьевой базы Курганской области путем проведения геолого-разведочных работ за счет различных источников финансирования, эффективное и рациональное использование минерально-сырьевой базы, на охрану недр.

В области водного хозяйства:

Среди областей Уральского федерального округа Курганская область занимает последнее место по водообеспеченности, что обусловлено природными и экономическими факторами: широким площадным распространением подземных вод с высокой минерализацией (соленых вод), существенным превышением в них предельно допустимых концентраций по ряду элементов (железу, марганцу, бору, брому), спорадическим распространением линз пресных вод, их относительно небольшими размерами и нередко значительной удаленностью от потребителя. Все это усложняет решение проблемы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, требует обеспечения системного подхода к разработке и реализации программы геологического изучения недр с целью поисков пресных вод.
В отношении подземных источников водоснабжения Курганская область относится к регионам, где качество питьевых подземных вод не соответствует государственным нормам. Исходя из этого необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов Курганской области. Результаты мониторинга за состоянием дна, берегов, изменениями морфометрических особенностей, состоянием водоохранных зон водных объектов способствуют планированию мероприятий по охране водных объектов, в том числе по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов, по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Многолетние наблюдения показывают, что качество воды поверхностных водных объектов Курганской области остается неудовлетворительным. Значительное влияние на качество воды оказывают сбросы хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод. В 2022 году со сточными водами в водные объекты поступило 38,31 тысячи тонн (сухой остаток, нефтепродукты, биохимическое потребление кислорода) загрязняющих веществ. Возрастающее хозяйственное использование рек и водосборных площадей, изъятие значительной части стока, отведение в реки загрязненных сточных вод приводит к загрязнению и заилению русел рек, уменьшению глубин в реках и невозможности безопасного пропуска повышенных расходов паводковых вод. В связи с уменьшением пропускной способности в период прохождения паводков вода выходит из русел рек, что приводит к затоплению населенных пунктов, повреждению зданий и сооружений, разрушению инженерных коммуникаций. Большие половодья и паводки в Курганской области повторяются раз в 10 - 25 лет. В зону затопления паводками 1% обеспеченности попадают 203 населенных пункта, 300 тыс. га пойменных земель в основном сельскохозяйственного назначения.
Уровень обеспеченности населенных пунктов Курганской области сооружениями инженерной защиты от негативного воздействия вод остается низким. На территории Курганской области учтено 68 гидротехнических сооружений, из них 41 комплекс гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ, 19 водооградительных (водозащитных) дамб, 6 дамб обвалования хранилищ жидких отходов и золошлакоотвалов, 2 берегоукрепления. Построенные 30 и более лет назад гидротехнические сооружения в результате физического износа и ненадлежащей эксплуатации находятся в состоянии, не соответствующем требованиям норм и правил безопасности гидротехнических сооружений. Неудовлетворительный уровень безопасности имеют 27 гидротехнических сооружений, в том числе 2 находятся в аварийном состоянии.
В первую очередь необходимо завершить капитальный ремонт инженерной защиты города Кургана от паводков реки Тобол и Северо-западного, Южного и Западного участков водозащитных дамб комплекса инженерной защиты от паводка на реке Тобол в селе Глядянское Притобольного района Курганской области.
Решение поставленных задач требует реализации комплексной системы мер. Мероприятия по развитию водохозяйственного комплекса Курганской области необходимо осуществлять с использованием программно-целевого метода.

В сфере охраны и воспроизводства объектов животного мира:

В настоящее время являются актуальными минимизация негативных изменений в естественных экологических системах, поддержание разнообразия животного мира. На решение данной задачи направлено развитие сети государственных природных заказников регионального значения, соблюдение режима их особой охраны, охрана объектов животного мира на территориях таких заказников, а также обеспечение сохранения охотничьих ресурсов на всей территории Курганской области.
Государственной программой Курганской области "Природопользование и охрана окружающей среды Курганской области" (далее - государственная программа) предусмотрена реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение ресурсного потенциала, интенсификацию развития охотничьего хозяйства Курганской области, решение задач в области охраны, воспроизводства охотничьих ресурсов и повышения продуктивности охотничьих угодий, устойчивое использование охотничьих ресурсов, устойчивое социально-экономическое развитие Курганской области, обеспечение эффективной занятости населения в данной отрасли хозяйства.
Одним из направлений решения описанных проблем является развитие и поддержание на территории Курганской области сети государственных природных заказников регионального значения, которая включает в себя 17 зоологических заказников и 4 комплексных (ландшафтных) заказника. Это позволит решать вопросы соблюдения режима особой охраны заказников, охраны объектов животного мира на территории заказников, контроля за их использованием, улучшения естественной кормовой емкости угодий.

В области охраны окружающей среды:

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в динамике за последние 20 лет снижается, что обусловлено переводом объектов теплоэнергетики на газовое топливо, установкой газо- и пылеочистного оборудования, внедрением современных технологий. Объем выбросов от стационарных источников в 2022 году составил 35,09 тыс. тонн (в том числе в городе Кургане - 9,787 тыс. тонн). В то же время индекс загрязнения атмосферного воздуха в городе Кургане остается высоким.
Доля транспорта в общем объеме выбросов в атмосферный воздух достигает 45%. В 2022 году объем выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников составил 29,15 тыс. тонн. Фонд особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения Курганской области включает в себя: 21 государственный природный заказник регионального значения площадью 479,12 тыс. га, 99 памятников природы регионального значения общей площадью 31,13 тыс. га, 3 ООПТ местного значения общей площадью 0,06 тыс. га. Общая площадь, занимаемая ООПТ, составляет 7,0% площади Курганской области.
Территория Курганской области характеризуется высокой степенью преобразованности естественных ландшафтов. Вызывает тревогу состояние популяций отдельных объектов животного и растительного мира. В Красную книги Курганской области включены 156 объектов животного мира и 208 объектов растительного мира. Является актуальной задача сохранения ценных природных комплексов.

В области обращения с отходами:

На территории Курганской области ежегодно образуется порядка 160 - 180 тыс. тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). В настоящий момент на территории области действует два объекта обработки (сортировки) ТКО, мусоросортировочная линия мощностью 65 тыс. тонн в год и мусоросортировочный комплекс мощностью 40 тыс. тонн в год, что позволяет обрабатывать порядка 55% от общей массы образованных ТКО. При этом извлеченные отходы, пригодные для дальнейшего использования, составляют 5 - 8% от общей массы отходов. Доля направленных на утилизацию отсортированных ТКО в 2022 году составила 4% от общего количества образованных на территории области ТКО. Функции по сбору и транспортировке ТКО осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области от 13 сентября 2019 года, заключенного сроком на 10 лет. Также для улучшения логистики транспортирования ТКО функционируют 13 мусороперегрузочных станций. В 2022 году согласно Территориальной схеме обращения с отходами Курганской области образовалось 1 239,7 тыс. тонн отходов производства и потребления, из которых 169,3 тыс. тонн составляют твердые коммунальные отходы.
По состоянию на 1 января 2023 года на территории Курганской области хранится 677 тонн пестицидов и агрохимикатов на 12 объектах хранения (10 складов и 2 открытые площадки), которые находятся на территории 9 муниципальных округов, городов Кургана и Шадринска.
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Вакансии | Главная | Новости | Отрасль | Документы | Приемная | Госслужба | Открытые данные | Управление ЗНПБ | Управление ОХ КО | Поиск
Главный редактор, исполнительный редактор , администратор сайта
Техническая поддержка Информационно-аналитический отдел
Телефон приёмной: 45-67-62, телефон канцелярии: 41-37-07, факс: 46-65-17. E-mail: prirodresurs@kurganobl.ru
©2024 www.priroda.kurganobl.ru